Статистика образования
По данным МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ количество высших учебных заведений в стране неуклонно растет. За период с 1990 г. по 2005 г. их число выросло с 514 до 1068, т.е. более чем в два раза. Наибольший вклад внесли негосударственные высшие учебные заведения. Если в 1990 г. в России не было зарегистрировано ни одного негосударственного вуза, то в 2005 г. их насчитывалось уже 413. Аналогично обстоит дело и с ростом числа первокурсников. В 1990 г. на первый курс высших учебных заведений было принято около 584 тыс. человек, а в 2005 г. их уже было около 1 млн. 640 тыс.(!). Относительные показатели на 10000 человек (смотри статистика образования в таблице, приведенной ниже, или сводная статистика высшего образования на сайте www.stat.edu.ru) также свидетельствуют о значительном (в три раза!) увеличении числа студентов. Если в 1990г. на 10000 населения приходилось 190 студентов, то в 2005г. - уже 481. В 1990 г. успешно закончили высшие учебные заведения 401 тыс. человек, а в 2005 г. высшее образование получили уже 1 млн. 151 тыс.
Если говорить о том, какие группы специальностей наиболее популярны, то и здесь наблюдается интересная картина. Если в 1990г. специалистов в области экономики и управления было около 14%, в гуманитарно-социальной сфере около 12%, то в 2003 году их было примерно 30% и 21% соответственно. При этом относительная доля специалистов технической направленности, имеющих высшее образование, уменьшилась примерно в два раза. Таким образом, абсолютное количество "технарей" осталось прежним, а "экономистов" стало в шесть раз больше.
- На первый взгляд в такой статистике нет ничего плохого. В стране станет больше специалистов с высшим образованием. Но давайте немного задумаемся, чем все это может обернуться?
- Количественная потребность в молодых специалистах, имеющих высшее специальное образование, вряд ли увеличилась за эти годы (скорее наоборот).
- Качество образования не улучшается.
- Процент талантливых детей не вырос (если вырос, то не в три раза!).
- Руководство (и в какой-то мере преподаватели) платных высших учебных заведений заинтересованы в том, чтобы студентов училось как можно больше. Часто возникает необходимость выбирать между прибылью и качеством образования. Что обычно выбирают?.. Не знаем. Официальной статистики нет. Попробуйте ответить на этот вопрос сами, прочитав пункт 3 еще раз.
- В результате увеличения числа выпускников значительно возрастает число специалистов(?), имеющих право (и желание) занимать должности, не допускающие отсутствие высшего образования. И эти места занимают не всегда (!) лучшие выпускники.
- Для того, чтобы потребовались услуги экономистов и управленцев, для этого нужно создавать материальные (и не материальные) ценности, но кто это будет делать?
Сводная таблица по статистике высшего образования
Год | Количество высших учебных заведений | Набор на первый курс, тыс. | Выпуск, тыс. | Студентов на 10 тыс. населения, чел. / % | |
Всего | В том числе негосударственных вузов | ||||
1985 | 502 | - | 635 | 477 | 206 / 2,06 |
1990 | 514 | - | 584 | 401 | 190 / 1,9 |
1995 | 759 | 193 | 678 | 402 | 189 / 1,89 |
2000 | 965 | 358 | 1293 | 635 | 327 / 3,27 |
2005 | 1068 | 413 | 1640 | 1152 | 481 / 4,81 |
Такая получается статистика высшего образования...
Как к этому относиться? Вам решать. У каждого будет свой ответ.
Самая подробная статистика высшего образования на ходится на сайте www.stat.edu.ru
Так же если вас интересует статистика образования в Беларусии, то посетите сайт Министерства образования Республики Беларусь